Науку следует рассматривать как знание естественных закономерностей, которое подвергается некоторой степени скептической строгости и объясняется рациональными причинами. Необходимо сделать последнее предостережение. Природа познается только с помощью органов чувств, доминирующими из которых являются зрение, осязание и слух, и человеческое представление о реальности смещено в сторону объектов этих органов чувств. Изобретение таких приборов, как телескоп, микроскоп и счетчик Гейгера, позволило исследовать все более широкий спектр явлений, доступных нашим органам чувств. Таким образом, научное знание о мире является лишь частичным, и прогресс науки зависит от способности людей делать явления воспринимаемыми.
Необходимо на основании археологических находок сделать вывод о содержании этой науки. Из наскальных рисунков и, по-видимому, регулярных царапин на кости и оленьем роге известно, что доисторические люди были внимательными наблюдателями природы, которые тщательно отслеживали времена года. Около 2500 года ДО Н.Э. произошел внезапный всплеск активности, который, по-видимому, имел явное научное значение. В Великобритании и северо-западной Европе сохранились крупные каменные сооружения той эпохи, самым известным из которых является Стоунхендж на Солсберийской равнине в Англии, которые примечательны с научной точки зрения. наука
Они не только демонстрируют технические и социальные навыки высокого порядка — перемещать такие огромные каменные блоки на значительные расстояния и устанавливать их на нужное место было непростым делом, — но и основная концепция Стоунхенджа и других мегалитических сооружений, по-видимому, также сочетает в себе религиозные и астрономические цели. Их расположение предполагает такую степень математической сложности, о которой впервые заподозрили только в середине 20 века.
Стоунхендж представляет собой круг, но некоторые другие мегалитические сооружения имеют яйцевидную форму и, по-видимому, построены на математических принципах, которые требуют, по крайней мере, практического знания теоремы Пифагора о том, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов двух других сторон. Эта теорема или, по крайней мере, числа Пифагора, которые могут быть сгенерированы с ее помощью, по-видимому, были известны во всей Азии, на Ближнем Востоке и в Европе эпохи неолита за два тысячелетия до рождения Пифагора.
Это сочетание религии и астрономии было фундаментальным для ранней истории науки. Она встречается в Месопотамии, Египте, Китае (хотя и в гораздо меньшей степени, чем где-либо еще), Центральной Америке и Индии. Зрелище небес с четко различимым порядком и регулярностью большинства небесных тел, подчеркнутых экстраординарными событиями, такими как кометы и новые звезды, и своеобразными движениями планет, очевидно, было непреодолимой интеллектуальной загадкой для раннего человечества. В поисках порядка и регулярности человеческий разум не мог придумать ничего лучшего, чем использовать небеса в качестве парадигмы определенного знания. Астрономии было суждено оставаться королевой наук (неразрывно связанной с теологией) в течение следующих 4000 лет.